Проверь, кто звонит!
Старшее поколение привыкло помогать другим. Многие из них и сейчас, экономя буквально на всём, копят на собственные похороны - чтобы не быть обузойродным. Зная о широте души наших стариков, мошенники часто пользуются их доверчивостью.
«Организованная группа, в которую входили пять новосибирцев, выманила у 112 пенсионеров в общей сложности более одного миллиона рублей, - сообщил начальник отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД России по НСО Николай ТЮНИН. - Теперь мошенникам грозит до 10 лет лишения свободы».
Чаще всего выманивают деньги по телефону. Как утверждают следователи, мошенники просто набирают наугад номера. Они хорошие актёры: звонят и срывающимся голосом просят: «Мама, я попал в серьёзное ДТП, люди пострадали по моей вине. Нужно срочно заплатить деньги, чтобы против меня не возбуждали уголовное дело… Я приехать не смогу, потому что меня держат в полиции. К тебе подъедет мой знакомый - ему нужно передать деньги».
Николай Тюнин советует: обязательно в таких случаях проверять, кто звонит. Вопросы типа «Что-то я не узнаю твой голос» - не помогут. Мошенник обязательно начнёт канючить: «Ну что ты, мама, тут связь плохая, я простыл, охрип, вот и голос изменился». Скажите ему, чтобы он назвал свои и ваши Ф. И. О. Скорее всего, мошенник просто бросит трубку.
Порой звонящий представляется сотрудником Пенсионного фонда. Начальник отдела социальных выплат отделения ПФР по НСО Надежда ТИПИКИНА предупреждает: «Наши сотрудники не занимаются телефонным обзвоном и не запрашивают конфиденциальные данные, в том числе и номера банковских карт по телефону. Они не ходят по домам, чтобы собрать или уточнить персональные данные своих клиентов. Органы ПФР консультируют и ведут приём граждан в офисах территориальных управлений ПФР. Выезжают на дом только в исключительных случаях. Например, если у человека по состоянию здоровья нет возможности посетить управление ПФР. Но для того, чтобы к вам приехал сотрудник ПФР на дом, необходимо написать заявление».
БАДы, пылесосы, медоборудование.
Действуют обманщики и по другим схемам. Скромно одетые женщины звонят в дверь и говорят, что они из органов соцзащиты. «Они могут предложить купить БАДы или медицинское оборудование, - говорит директор МБУ Новосибирска 'Комплексный центр соцобслуживания населения Центрального округа' Наталья ХОМЛЯНСКАЯ. - Были случаи, когда наша подопечная купила пылесос за 140 тысяч рублей, а потом, поняв, что её обманули, долго плакала. Мы постоянно предупреждаем пенсионеров, что не нужно открывать дверь всем подряд. Следует спросить у незнакомца удостоверение. Хотя был случай, когда наш работник попался на мошенничестве. Он участвовал в группе, предлагая электроприборы по завышенным в несколько раз ценам».
Конечно, не стоит ничего покупать у тех, кто приносит вам товары домой. Если неудобно сразу резко отказаться, приготовьте заранее фразу: «Моя дочка работает врачом, я узнаю у неё, можно ли мне пользоваться этим БАДом или прибором». Как правило, обманщики в этих случаях ретируются.
Отдельная история - пластиковые карты, с которых могут снять деньги. Не нужно отдавать свою пластиковую карту при оплате за услугу официантам в кафе, сотрудникам в банке или кассирам в магазине. Держите её в своих руках и сами вставляйте в считывающий прибор.
Если звонят от лица банка и заявляют о проблемах с вашей картой, не стоит вообще в этих случаях разговаривать. Лучше сказать: «Я сейчас перезвоню в свой банк и всё узнаю». И уж, конечно, никогда ни при каких условиях никому не сообщайте код своей карты. Если такое произошло - необходимо срочно позвонить в банк и попросить заблокировать карту.
Чаще всего дурят по телефону.
В Новосибирской области за 2017 год преступлений по статье «мошенничество» стало меньше на 38,6% по сравнению с предыдущим 2016 годом. Из них пожилых людей обманули при помощи мобильного телефона - более чем в 20% случаев.